Игра на платформе Roblox под названием "Вырастить сад" оказала значительное влияние на финансовые показатели компании во втором квартале 2025 года, став лидером по объему расходов пользователей всего за месяц после выхода.
Как сообщается в финансовых результатах, "Вырастить сад" превзошла рекорд "Fortnite" по числу одновременных игроков, достигнув почти 22 миллионов пользователей в июле. Бесплатный симулятор фермы, выпущенный 25 марта анонимным 16-летним разработчиком, стал важным пополнением в портфолио Roblox.
Компания Roblox подчеркнула "широкую силу" своей платформы, отметив появление вирусных хитов. "Успех 'Вырастить сад' не случайность," говорится в письме акционерам компании. "Его впечатляющий рост и взаимодействие стали результатом наших постоянных инвестиций и инноваций. Мы продолжаем создавать условия для успеха создателей на таком уровне благодаря нашим инвестициям в виртуальную экономику и качество сервиса."
Согласно заявлению, три из десяти лучших игр компании, включая "Вырастить сад", "Укради мозг" и "Мертвые рельсы", были выпущены за последние 12 месяцев.
В финансовом отчете заметно влияние этих игр: доходы составили 1,1 миллиарда долларов, увеличившись на 21% по сравнению с прошлым годом, а количество активных пользователей достигло 111,8 миллионов, что на 41% больше, чем год назад. Однако компания также понесла значительные убытки, которые превысили ожидания: 279,8 миллиона долларов, по сравнению с 207,2 миллиона в 2024 году. Прогнозируемый чистый убыток за 2025 год составляет около 1,2 миллиарда долларов, что также выше предыдущих прогнозов.
Компания добавила разъяснения к этим данным, объясняя убытки "несовпадением сроков признания отложенных доходов и немедленного признания операционных расходов."
По словам Roblox, большая часть превышения бронирований во втором квартале будет признана как доход в течение среднего срока жизни платящего пользователя, который составил 27 месяцев. Основные операционные расходы "превысили" признанный доход по мере роста бизнеса, что увеличило чистый убыток. Что касается консолидированного чистого убытка, компания объясняет это ростом бронирований на 2025 год.
Интересно сравнить использование этих разъяснений с финансовым отчетом за первый квартал 2025 года. Тогда компания отметила, что консолидированный чистый убыток (216,3 миллиона долларов) был "лучше верхней границы" прогнозируемого диапазона 287-267 миллионов и "улучшением" по сравнению с первым кварталом 2024 года, когда убыток составил 271,9 миллиона долларов.
Также в первом квартале 2025 года чистый денежный поток от операционной деятельности составил 443,9 миллиона долларов, увеличившись на 86% по сравнению с прошлым годом, а свободный денежный поток составил 426,5 миллиона долларов, увеличившись на 123% по сравнению с прошлым годом. Однако компания отметила, что это произошло благодаря переносу выплаты в 30 миллионов долларов разработчику на второй квартал. "Если бы мы осуществили этот платеж в первом квартале 2025 года, как изначально планировалось, операционный денежный поток составил бы 413,9 миллиона долларов, а свободный денежный поток — 396,5 миллиона долларов," — сказала компания тогда.
Рост "Вырастить сад" — не история успеха одного человека
Хотя ясно, что Roblox полагается на хиты вроде "Вырастить сад", есть важные моменты, которые стоит учитывать, кроме финансовых показателей. В случае "Вырастить сад" разработчик Roblox Янцен "Яндель" Мадсен приобрел часть игры для ее дальнейшей разработки с командой разработчиков. Затем компания Do Big Studios из Флориды приобрела миноритарную долю. Это, по данным Business Insider, привело к большему вниманию к монетизации, с предложениями покупок внутри приложения, чтобы увеличить темп игры.
Учитывая, что около 40% игроков моложе 13 лет, стремление к монетизации вызывает этические вопросы. В прошлом году Sky News сообщила о сети нелегальных казино, позволяющих детям играть на деньги с использованием своих аккаунтов Roblox. Внутри самой платформы, как сообщал The Guardian, утверждают, что дети подвергались воздействию развратных материалов, насилия и оскорблений. В августе 2024 года турецкое правительство запретило Roblox из-за предполагаемой эксплуатации детей.
В интервью BBC соучредитель и генеральный директор Дэйв Баззукки отметил, что компания внимательно следит за безопасностью пользователей, и "десятки миллионов" получают "удивительные впечатления" от платформы. На вопрос о беспокойстве родителей он ответил: "Мое первое послание — если вы не уверены, не позволяйте вашим детям пользоваться Roblox."
"Вырастить сад" — это определенно история успеха, которую Roblox Corporation рассказывает о своих пользователях — игры, привлекающие миллионы игроков и способные стать основой для карьеры или финансового будущего. Интересно будет наблюдать, смогут ли разработчики добиться такого успеха без продажи своей игры кому-то вроде Мадсена или Do Big Studios.
Интересно, как быстро "Вырастить сад" стал популярным! Но мне кажется, что агрессивная монетизация может отпугнуть часть игроков. Надеюсь, разработчики учтут это и сделают игру более доступной для всех.
Пока впечатляет, как Roblox справляется с проектами и развивает их. Однако, надеюсь, они не забудут о безопасности детей на платформе, особенно учитывая недавние скандалы и запрет в Турции.
Я рада за создателей 'Вырастить сад', но немного беспокоит стремление к монетизации. Как родители могут быть уверены, что их дети не потратят много денег на такие игры? Компании стоит подумать об этом.